На 70-м году жизни скончался легендарный советский штангист Василий Алексеев. 80-кратный мировой рекордсмен, победитель восьми чемпионатов мира, Алексеев умер в кардиологической клинике в Мюнхене, где почти 30 лет назад он выиграл свою первую первую из двух Олимпиад.
В пятницу на 70-м году жизни скончался один из величайших спортсменов ХХ века, советский штангист Василий Алексеев. Легендарный спортсмен, который в семидесятые годы по популярности не уступал Леониду Брежневу, умер в кардиологической клинике в Мюнхене, куда был отправлен две недели назад из-за проблем с сердцем. Врачи не смогли спасти великого штангиста, причина смерти не сообщается.
«...Вес взят. Прекрасно, но не справедливо, что я внизу, а штанга наверху. Такой триумф подобен пораженью. А смысл победы до смешного прост. Все дело в том, чтоб, завершив движенье, с размаху штангу бросить на помост...», – Владимир Высоцкий, который сам любил поднимать тяжести, посвятил эту песню Алексееву, с которым дружил и которым восхищался.
Установивший за свою карьеру 80 мировых рекордов Алексеев родился в 1942 году в поселке Покрово-Шишкино Рязанской области. Когда Василию исполнилось 11, семья переехала в Рочегду Архангельской области. Во время каникул мальчик помогал семье заготавливать и сплавлять лес, привыкнув поднимать тяжелые бревна. Так Алексеев и пришел к занятиям тяжелой атлетикой.
Долгое время будущий двукратный олимпийский чемпион тренировался один, несмотря на то что в 19 лет выполнил норматив мастера спорта, подняв суммарный вес 315 кг. Профессионально заниматься тяжелой атлетикой Алексеев начал в городе Шахты, где преподавал чемпион токийской Олимпиады-1964 Рудольф Плюкфельдер. Однако с советским немцем Алексеев общего языка не нашел. «У нас ни взгляды на методику не совпадали, ни характерами не сошлись, даже национальности были разные, – вспоминал Алексеев. – Национальность влияет на характер: у него чисто немецкая педантичность в отношении дела, а я русский рубаха-парень. Так что получались большие противоречия».
В итоге, поняв, что в коллективе тренироваться он не может, Алексеев выработал собственную систему занятий, которая в итоге дала колоссальные результаты.
Он снизил вес штанги, увеличив количество подходов к снаряду. «Д...бы! Вы все не так делаете! – говорил Алексеев, но в ответ слышал только смешки и издевки. – Я поднимал штангу не как все. Огромная армия советских тренеров придерживалась одной школы, а я пошел другим путем. И меня считали белой вороной, идиотом и дураком».
Результаты начали приходить в 1968 году, когда Алексеев неожиданно для всех выиграл бронзу чемпионата СССР, уступив только не менее великим Леониду Жаботинскому и Станиславу Батищеву. Его включили в олимпийскую сборную, но тут же выгнали за то, что, в понимании тренеров, Алексеев ничего не поднимал на тренировках. Кроме того, он сорвал спину, и врачи на долгое время запретили ему даже тренироваться. Но, несмотря ни на что, 24 января 1970 года на соревнованиях в Великих Луках Алексеев побил мировые рекорды американцев Роберта Беднарского и Джозефа Дьюба, а также Жаботинского, показав в сумме троеборья результат 595 кг. После этого тренеры сборной не могли игнорировать спортсмена и вернули его в олимпийскую команду. К слову, личного тренера у Алексеева так и не появилось до конца карьеры.
В марте этого же года Алексеев первым в мире взял 600 кг в троеборье, что в советской прессе сравнивали с полетом в космос Юрия Гагарина. Однако уже в это время у атлета стали появляться недоброжелатели. По пути в Минск, где проходил турнир, Алексеев не поддался на провокацию в поезде, когда об его голову разбили фужер. «Уверен, что это была провокация», – вспоминал Алексеев, который даже не повернулся в сторону обидчика.
В том же году спортсмен на чемпионате мира в США первым в мире поднял 500-фунтовую штангу, после чего его принял президент Ричард Никсон.
На своей первой Олимпиаде в Мюнхене Алексееву было непросто – финал тяжелоатлетического турнира был перенесен на один день из-за теракта палестинцев против израильской команды. Среди погибших было много тяжелоатлетов, которых Алексеев хорошо знал. Но, несмотря на стресс и закулисные игры, советский спортсмен в сумме поднял 640 кг и выиграл «золото».
После Олимпиады один из видов троеборья – жим, в котором Алексееву не было равных, отменили. Чтобы поддержать высокую планку, Василию пришлось много работать над собой, чтобы не повредить здоровью. Долгие годы никто не мог обыграть Алексеева, как и на следующих Играх в Монреале. В Канаде Алексеев выиграл, несмотря на угрозы, которые приходили в его адрес.
Спортсмен рассказывал, что его угрожали застрелить в случае победы.
В 35 лет он в восьмой раз стал чемпионом мира, а в ноябре 1977 года поднял штангу весом 256 кг, установив свой 80-й мировой рекорд. Отдельного разговора заслуживают Олимпийские игры в Москве, которые Алексеев сенсационно провалил, записав на свой счет три «баранки» – русский богатырь ни разу не смог поднять штангу. Причин провала называлось много, но сам спортсмен уверен, что его отравили. «Дали попить водички. Потом выхожу на помост, чувствую – дурак дураком. Отравили», – уверен Алексеев.
После московских Игр тяжелоатлета не критиковал только ленивый. На десять лет Алексеев ушел в небытие, работая в шахте и тренером по физкультуре. В большой спорт он вернулся лишь в 1990 году, возглавив сборную СССР. Под его руководством сборная на Олимпиаде в Барселоне выиграла десять медалей (5 золотых, 4 серебряные и одну бронзовую).
Последние годы Алексеев прожил как обычный пенсионер, в Ростове-на-Дону. В пятницу нас покинул двукратный олимпийский чемпион, единственный в истории тяжелой атлетики восьмикратный чемпиона мира, установивший 80 мировых и 7 олимпийских рекордов. Человек, сломавший все представления о пределах человеческих возможностей.